Грамота - Как на них нападали

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.25 [63 Голоса (ов)]

Грамота (сказка - повесть)


Глава четвертая КАК НА НИХ НАПАДАЛИ

В школе совещание педагогических подчиненныхОй, как на них нападали! Со страшной силой! Теперь уже в атаку пошла сама товарищ Хрюкина. Она устроила совещание своих педагогических подчиненных:
— Неужели вы не понимаете, что эти сказочные герои и сказочные методы обучения грозят нам всем. Сегодня эти Кощейчики легко и весело учатся, завтра другие дети начнут легко и весело учиться, потом совсем другие дети. И мы тогда не нужны. Потому что мы считаем, что учить детей надо скучно. Мы по-другому не умеем. При обучении надо мучаться самим и мучить детей. Теперь я сама пойду на разведку.
Товарищ Хрюкина была очень грозная в своем клеточно-воспитательном платье. Все ее подчиненные — районные педагоги и воспитатели смотрели на нее с испугом.
— Если я не вернусь, — сказала она, — считайте, что меня взяли в плен. Или я стою в очереди.
— В какой очереди? — спросила товарищ Кнопкина. — Что дают?
— Ничего не дают, — объяснила товарищ Хрюкина. — Я могу стоять только в одной очереди, в очереди в библиотеку.
Ирина Вениаминовна в это время учила Ягешку, Кощейчика и Емелю распиливать слова на части.
— Каждое слово состоит из частей. Например, слово «Емеля» состоит из трех частей: Е-МЕ-ЛЯ. Слово «стена» состоит из двух частей: СТЕ-НА. И слово СТРА-НА. А из каких частей состоит слово «печка»?
— Из двух, — сказал Емеля, — из печки и трубы.
— Неправильно, — сказала Ирина Вениаминовна.
— А еще из дыма.
— Да при чем тут дым? — спросила учительница.
— При трубе, — объяснил Емеля. — Особенно, когда дрова сырые.
— Запомните, — сказала Ирина Вениаминовна, — слово «печка» состоит из двух частей: ПЕЧ-КА. Важно не то, какие дрова, а то, сколько раз мы открываем рот, когда говорим слово «печка». А сколько частей в слове «избушка»?
— Кажется, три, — сказала Ягешка.
— Правильно, — согласилась Ирина Вениаминовна. — А почему?
— Потому что избушка и две куриные ножки.
— Ножки здесь ни при чем. Посчитайте, сколько раз я рот открываю, когда говорю слово ИЗ-БУШ-КА. Неужели это трудно сделать?
— Практически невозможно, — ответил Емеля.
— Почему?
— Мы считать не умеем.
— Хорошо, — сказала учительница, — не умеете — не считайте. Просто произносите это слово по кусочкам: ИЗ — БУШ — КА.
И все ученики хором поделили слово на кусочки:
— ИЗ — БУШ — КА!
— А теперь слово МАТРЕШКА, — предложила Ирина Вениаминовна.
И ученики прокричали это слово по кусочкам:
— МАТ — РЕШ — КА!
— А теперь слово ВЕЛОСИПЕД.
— BE — ЛО — СИ — ПЕД! — радостно разгрызли слово на кусочки ученики.
— От-лич-но! — сказала Ирина Вениаминовна. — И запомните, товарищи ученики, эти кусочки называются слогами.
И тут Бабешка-Ягешка закричала:
— Ой, смотрите, какая-то бабушка с палкой нашу козу гоняет!
И верно, какая-то бабушка с кошелкой длинной палкой пыталась отогнать козу, которая стояла около калитки. А коза не понимала, что от нее хотят, и не отгонялась.
— Давайте сейчас попробуем догадаться, что это за бабушка и зачем она пришла, — предложила Ирина Вениаминовна:
— Это очень просто, — сказала Бабешка-Ягешка. — Это пенсионерская пионерка. Она за макулатурой пришла.
— Я уже двадцать лет на свете живу, но никогда не встречала пенсионерских пионерок, — сказала Ирина Вениаминовна.
— А может, она почтальонка, — предположил Емеля.
— У почтальонки должна быть почтовая сумка, — сказала Ирина Вениаминовна. — Для писем и газет.
— А может быть, это телеграммная почтальонка, — спорил Емеля. — Ей сумка не нужна.
— Вот-вот, — засмеялась Ягешка, — для телеграммной почты такую замедленную бабушку выбрали. Еще с палкой.
— Да ничего подобного, — сказал Кощейчик. — Эта бабушка — нищая, она очень бедная. Она за кусочками пришла.
И всем сразу стало жалко нищую бабушку.
— Бабушка, бабушка! — закричала Бабешка-Ягешка. — Идите сюда, мы вам кусочков дадим.
— И каши! — закричал Емеля.
— Откуда у тебя каша? — спросила Ирина Вениаминовна.
— Я всегда оставляю в тарелке под столом.
— Зачем? Разве ты не наедаешься?
— Наедаюсь, еще и остается.
— И что же ты делаешь с остатками?
— Я их прячу в тарелке под столом.
— Зачем?
— Я козу кормлю и ослика, который детей катает.
— Очень мило, — сказала Ирина Вениаминовна. — Теперь я поняла, почему они все время у нашей калитки пасутся. Ты еще их к нам в столовую с собой приведи.
Емеле эта мысль понравилась, и он стал ее обдумывать. Тем временем Кощейчик принес бабушку с клюшкой. Бабушка все время дралась и кричала:
— Ишь, распустились!старушка
Будто бы Кощейчик, Бабешка-Ягешка и Емеля были не детьми, а цветочками или листочками. Всякими там тюльпанчиками.
Бабешка ей сказала:
— Бабушка, да что вы кричите? Мы же вам добра хотим. Мы вам сейчас всю сумку набьем кусочками и еще тарелку каши дадим.
А бабушка, это была замаскированная товарищ Хрюкина, все кричала:
— Нет, вы мне лучше скажите, чем вы тут занимаетесь?
— Мы слова распиливаем, — ответил Емеля.
— Зачем распиливаете? Какие такие слова?
— Разные слова. Например, СТЕНА, например, СТРАНА.
«Ага, — подумала замаскированная Хрюкина, — вот они чем тут занимаются! Они страну распиливают, и это в то время когда все мы со страшной силой нашу Россию соединяем».
И она сказала для маскировки:
— Ладно, давайте мне ваши кусочки. Да побыстрее, а то меня в академии ждут.
Ирина Вениаминовна подумала:
«Странная какая-то бабушка. Ее в академии ждут. Наверное, там столовая лучше».
Бабушке Хрюкиной быстро собрали кусочков в столовой и принесли тарелку каши. Кусочки она запихнула к себе в сумку, а с кашей просто не знала, что делать. Так с тарелкой в руках она и стояла.
В это время с прогулки пришла младшая группа детского сада. Малыши увидели тетю с тарелкой и закричали:
— Ой, кашу дают!
— Ничего не дают! — сказала старушка с тарелкой.
— А что вы здесь делаете, бабушка? Вы у нас будете нянечкой?
— Какой такой нянечкой! Я шла мимо, а этот вот худой меня сюда притащил.Бюст брежнева и кощейчик
— Ой, он такой сильный, — закричали ребята. — Он недавно целый памятник на помойку отнес.
— Какой такой памятник? — заинтересовалась старушка.
— Одного неправильного вождя.
— Какого такого неправильного вождя? Неправильных вождей не бывает. Что было написано на этом памятнике?
— Мы не знаем, — сказали дети. — Кажется, его звали Бюст.
— Может, он был тетя? — предположила дотошная старушка.
— Мы не знаем, — повторили дети. — Мы читать не умеем.
— Я немного умею, — сказала Ирина Вениаминовна. — Там было написано «Бюст трижды гр… тов. Б…».
— И кто это такой трижды гр… тов. Б…?
— Какой-то вождь или композитор.
— А почему он был неправильный?
— Потому что он весь обсыпался. От постамента только проволочки остались. Он мог на нас упасть.
— Значит, его надо было выбрасывать на помойку? — прилипла дотошная старушка. — А может, это был великий композитор сам товарищ Бах или товарищ Бетховен?
— Знаете что, — сказала Ирина Вениаминовна. — А давайте мы его вам подарим. Мы его недалеко выкинули.
— Нет, нет, ни в коем случае! — закричала замаскированная старушка. — Только не это!
А про себя подумала:
«Жалко, что они не нашего президента выкинули. А то бы мы им устроили!»
Она поставила тарелку на пол и побежала к выходу.
— Все ясно, — говорила она сама себе. — Эту шайку надо как можно скорее разгонять. Страну на части распиливают, вождей на помойку выкидывают. Сегодня они вождя на помойку бросают, а завтра всех нас, педагогических начальников, выбросят. Потому что мы хоть маленькие, но тоже вожди.
Она почти повернула за угол, а тут хозяйственный Емеля закричал:
— Ой, наша старушка кашу забыла!
Тогда Бабешка-Ягешка схватила ближайший веник, села на него, подняла тарелку с пола и полетела за бабушкой. А бабушка как раз села в автобус. И автобус поехал.
Бабешка догнала автобус, полетела рядом с окошком и стала говорить пассажирам:
— Передайте, пожалуйста, вон той бабушке с клюшкой кашу.
А люди отвечали:
— Да как же так? Ведь каша-то без ложки. Как ее бабушка будет есть, она же не собачка.
А другие говорили:
— Во какое сейчас высокое обслуживание пассажиров в автобусе — как в самолете: завтрак дают. Только ложки забыли.
Так и не взяли каши.
На другой день из Главного Воспитательного Института в детский сад пришло письмо.
«Уважаемая товарищ Мотоциклова!
Срочно пришлите отчет о проделанной педагогической работе.
Срочно пришлите план будущей педагогической работы.
Подпись: товарищ Хрюкина, товарищ Кнопкина и другие товарищи».
Ирина Вениаминовна немедленно написала отчет:
«В Главный Воспитательный Институт товарищу Хрюкиной, товарищу Кнопкиной и другим товарищам.
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ:
Проделанная работа очень хорошая.
ПЛАН БУДУЩЕЙ РАБОТЫ:
Будущая работа будет еще лучше.
Подпись: учительница-воспитательница товарищ Мотоциклова и другие воспитатели».
Она положила этот отчет в конверт, а конверт запечатала и положила на видное место, чтобы при случае передать товарищу Хрюкиной, товарищу Кнопкиной и другим товарищам из Главного Воспитательного учреждения.
РЕКОМЕНДАЦИИ
После этого урока необходимо играть в разделение слов на части. Надо у чтобы ребенок твердо усвоил понятие «слог». Может быть, следует нарисовать отдельные предметы, состоящие из отдельных частей. На каждом написан слог. При составлении получается и слово и предмет.
ЛОЖ-КА, КНИ-ГА, ЦВЕ-ТОК, ПА-РО-ВОЗ.
Здесь же хотелось познакомить ребят с народными сказками. Как простыми, такими как «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», так и с более сложными — волшебными, такими как «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк».
Здесь же стоит устроить экологическую игру-раскраску.
Над городом прошел кислотный дождь от химической фабрики. И весь город был обесцвечен дождем.
— Ребята, спасем город. Вернем ему цвета.
Каждому ребенку дается карандаш определенного цвета. И все вместе раскрашивают город.
Что касается фабрики, ее красят самым заметным цветом. Может быть, в полоску, как жандармскую будку. Может быть, в оранжевый цвет. Так чтобы она выделялась, как неестественное пятно. Цвет выбирают сами ребята.

- Страница 6 -