Чужое солнце - Бавильский Д. - Страница 10
- Подробности
- Категория: Отечественные писатели
Чужое солнце (повесть)
Современные государства не очень жалуют кочевников, не признающих границ и виз. Племя туарегов, кочующее по Сахаре, не считается с тем, что пустыня поделена между государствами.
Есть в мире уникальный народ, кочующий по всему свету, – цыгане. Установлено, что родина цыган – северная Индия, но основная территория их распространения в наше время – страны Восточной Европы, Балканы, Молдавия, Россия. Однако встретить цыган можно в самых странных уголках земли – в Северной Африке или в Южной Америке.
Впрочем, около ста лет назад у цыган появилась своя столица – городок Сороки в Молдавии. Цыганский барон, который мечтает стать королем, тоже есть – его зовут Артур Черарь. Возможно, спустя несколько десятилетий все цыгане станут оседлым народом, как жители города Сороки. Впрочем, сомнительно: цыгане из других стран даже не подозревают, что у них есть крохотная, но очень интересная столица.
Но курчавого цыганенка совершенно не волновало такое отношение. Судя по всему, он привык, что все удивляются, и ни капли не смущался. Наконец подошел поезд, все ринулись к дверям. Через минуту на перроне никого не было. Поезд тронулся.
Расположились на лавке в общем вагоне. Юрий Александрович полез во внутренний карман пиджака – в бумажнике у него лежали билеты. Но кошелек исчез. Юрий Александрович охлопал все карманы, потом выругался:
– Черт бы его подрал, цыганенка этого! Бумажник увел! Ну, я так дело не оставлю. Сейчас на стоп-кран! И в милицию!
Он уже рванулся в коридор, но Фил остановил:
– Эй! Юрий Александрович, не спеши.
Фил шлепнул его по заднему карману брюк и вытащил оттуда толстенный бумажник. Все засмеялись.
– Вот наглядный урок! Все мы оказались в плену стереотипов. Значит, не все цыгане воры! – торжествовал Филипп.
– Перестань, Фил, он просто не успел украсть. Цыгане – воры! – Юрий Александрович забрал бумажник, открыл и принялся тщательно пересчитывать деньги.
– Ну да, а хохлы жадные! – заметил Фил.
Роберт мгновенно понял игру:
– А русские пьяницы!
– А мы, армяне, такие хитрые, что хитрее нас только евреи!
МИФЫ О НАРОДНОМ ХАРАКТЕРЕ
За века совместной жизни страны и народы обросли стереотипами – мифами о тех или иных чертах народного характера. Говорят, что немцы аккуратные и педантичные, англичане – чопорные и замкнутые, французы – самовлюбленные гурманы, итальянцы – отличные футболисты и певцы. Цыгане, если исходить из этих представлений, – сплошь жулики и воры, эстонцы медлительны, ирландцы – запойные пьяницы и скандалисты… Представление народа о себе самом, как правило, очень лестное: каждый думает, что он и его земляки – самые добрые, самые умные, лучшие воины, лучшие моряки…
У каждой нации есть не только мифы о своем национальном характере, но и вещи-символы, якобы принадлежащие только этому народу. Но разве водку пьют только русские? Разве сало едят только украинцы, а строганину – только чукчи?
В древние времена, когда складывались отношения между народами, образ «соседа», человека другой национальности, другой культуры, по-научному говоря, другого этноса, содержал набор определенных – в основном отрицательных – качеств. В древности люди полагали, что настоящие, «правильные» люди – только их соплеменники, а чужаки могут оказаться не только странными, но и опасными. Путь к современной, цивилизованной культуре общения идет через преодоление предрассудков относительно других людей. Только так между представителями разных народов может возникнуть доверие и взаимопонимание.
Увидеть плохое почему-то всегда проще, чем хорошее. Будем внимательны, любознательны и доброжелательны, и, возможно, многие стереотипы в наших представлениях об иностранцах развеются.
Глава 7
Многоголосье
Поезд ехал все дальше и дальше, и вдруг Кирилл услышал, что кто-то неподалеку запел красивую песню.
– Хорошо поет! – заметил Роберт и тут же подхватил. Кирилл оглянулся – пел пожилой тощий человек в войлочной шапочке. Тихо, но уверенно. Роберт стал подпевать, а за ним и Тигран.
Песня была грузинская, слова непонятные, но музыкантов это не смущало: армяне живут в Грузии с незапамятных времен, знают и язык, и песни. Особенно армяне из Тбилиси. Для музыкантов Грузия начинается с народных песен – грустных, протяжных, многоголосых. Вот уже и Юрий Александрович стал подпевать, и Филипп.
Красиво получалось.
Кирилл осмотрелся: не мешает ли пение другим пассажирам? Рядом ехали молодые ребята с большими рюкзаками. Вероятно, туристы, в горы собрались, подумал Кирилл. Туристы тоже подпевали.
– Многим в городах не хватает сильных ощущений, – сказал Фил, проследив за взглядом пасынка, – и некоторые специально едут в горы за опасностью.
– Экстремальный туризм, знаешь ли, – добавил Юрий Александрович то ли с завистью, то ли с осуждением.
Кроме туристов, в вагоне ехали и строгие крестьяне с обветренными лицами. Тут же сидели две монашки в глухих одеяниях, похожие, как сестры-близнецы. И все они пели!
Заслушавшись, Кирилл подумал про сестренок Машку и Марфу, про маму, бабу Нюру, Даута, дом, где вырос, и улицу, по которой бегал в школу. Чувство, похожее на тоску. Ностальгия – вот что это такое, догадался Кирилл.
Грузинское пение никого не удивляло, никому не мешало. Поезд медленно полз через скалы, а люди пели.
Музыканты и туристы, горожане и крестьяне, и сестры-монашки тоже пели…
ТУРИЗМ – НОВАЯ ИНДУСТРИЯ
Пожалуй, можно сказать, что туризм возник из религиозных паломничеств (только теперь религиозные святыни часто заменяются памятниками истории и архитектуры, музеями). Велико желание людей видеть и познавать новое, и многие предпочитают в отпуск или в праздники временно уезжать куда-нибудь подальше.
Существуют самые разные виды туризма, в том числе оздоровительный и культурный, познавательный. Есть и туризм торговый, когда в другие города и страны едут за покупками.
В последнее время получил распространение кулинарный туризм, когда путешественники едут за странной или редкой едой. Например, сравнивать вкус винограда в разных регионах Европы или попробовать экзотическую рыбу во Вьетнаме.
Существует также экстремальный туризм – когда люди испытывают себя на прочность, поднимаясь в горы или сплавляясь по сноровистым рекам, пересекают океан на паруснике или занимаются подводной охотой, прыгают с парашютом или покоряют Северный полюс. Но такие виды отдыха – скорее исключение. Туризм давно превратился в индустрию для любопытных, а иногда и ленивых людей, не способных самостоятельно прокладывать собственные маршруты. Конечно, идти по пути, проложенному другими, жить в комфортабельном отеле и загорать на обустроенном пляже спокойнее и проще, чем на свой страх и риск ввязываться в непредсказуемое приключение.
Для многих стран туризм стал основой экономики – так происходит в Турции, Египте, Испании, на Кубе. По всему миру возникли тысячи туристических агентств, прокладываются новые маршруты, строятся тысячи гостиниц. В туристическом бизнесе заняты миллионы людей. Существуют учебные заведения, где готовят администраторов гостиниц, переводчиков, экскурсоводов, аниматоров (так называются не только люди, которые рисуют мультфильмы, но и массовики-затейники).
А потом вагон остановился, но песня не прервалась. На полустанке вышли крестьяне, но зашла семейная пара с детьми. Эти вновь прибывшие пассажиры с ходу включились в общее пение, и их голоса слились с голосами тех, кто ехал от самого Тбилиси.
Часа через два вышли и туристы, и без них песня обмелела, как горная речка, однако не ушла под землю окончательно, но все продолжалась, переходя от человека к человеку, поддерживаемая новыми пассажирами.
Так и ехали незнакомые между собой люди и пели, как старые друзья.
Пока пели, пили и перекусывали гостинцами да смотрели в окно, дорога закончилась. В Кутаиси Кирилл первым делом купил в киоске открытку с видами величественной развалины Храма Баграта и попросил пять минут, чтобы написать пару слов Дауту и сразу же опустить послание в почтовый ящик.
Кирилл накапливал не только впечатления, но и новый жизненный опыт: история о том, как он едва не потерялся в Тбилиси, кое-чему его научила.