Детская православная хрестоматия - Преподобный Павел Фивейский

1 1 1 1 1 Рейтинг 3.90 [10 Голоса (ов)]

Детская православная хрестоматия


Преподобный Павел Фивейский

День памяти 28 января

Святые Павел Фивейский и Антоний Великий

Святой Павел родился в знатной семье в городе Фивы – древней столице Египта. В пятнадцать лет оставшись сиротой, много бед претерпел он от мужа своей сестры, который хотел завладеть оставшимся от родителей наследством. Во время гонений на христиан Декия в середине III века родственник хотел предать его в руки гонителей, тогда святой Павел покинул город и удалился в пустыню.
Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, жил в ней, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. По Промыслу Божию, уже незадолго до кончины святого Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому (память 30 января), который подвизался в Фиваидской пустыне уже семьдесят лет. Однажды подумал он, что нет в пустыне монаха, который был бы совершеннее его.
Но во время ночного отдыха Антонию было откровение, что есть другой монах, гораздо лучше его, и что он должен отправиться в путь, чтобы видеть этого неизвестного миру подвижника. Целый день ходил девяностолетний Антоний по пустыне и не встретил никого, кроме зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и невдалеке увидел пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко закрылась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику. Наконец, дверь отворилась, и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский.
Около девяноста лет он жил в пустыне. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Очень обрадовало преподобного Павла, что гонения на христиан прекратились. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, – воскликнул Павел. – Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб».
На следующее утро преподобный Павел сказал пришельцу о своей близкой кончине, попросив преподобного Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов отвечал только: «Грешный, я считал себя еще монахом!» На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов. Войдя в пещеру, он увидал бездушное тело 113-летнего Павла Фивейского, стоящего на коленях с воздетыми кверху руками. Антоний благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника. Это было в 342 году. Одежду святого Павла из пальмовых листьев преподобный Антоний хранил, как величайшую святыню, и надевал только два раза в год – на Пасху и Пятидесятницу. Вокруг пещеры преподобного Павла был устроен монастырь со строгим иноческим уставом, который существует доныне.

Преподобный Макарий Великий

День памяти 1 февраля

Преподобный Макарий Великий

Преподобный Макарий родился в самом начале IV века в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел и тогда стал чаще посещать храм Божий, читать Священное Писание. О своих престарелых родителях Макарий заботился до самой их смерти. Раздав свое наследство на их поминовение, он совершенно освободился от житейских забот. Решив оставить мир, Макарий не сразу поселился в пустыне, но, желая испытать себя, может ли переносить труды пустынного подвижничества, сначала поселился в кельи вблизи селения…
Под руководством опытного старца-инока он научился молиться и плести корзинки для продажи. Добродетельная жизнь Макария, его благочестивые, мудрые наставления привлекли к нему внимание окрестных жителей, и ему пришлось искать уединения в другом месте. Молодой подвижник отправился к преподобному Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру. Авва Антоний с любовью принял Макария, который стал его преданным учеником и последователем. Поучаясь духовному деланию, преподобный Макарий жил с Великим Антонием до своего тридцатилетия. Тогда по совету святого аввы Антония, Макарий удалился в дикую, песчаную Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) с редкими ручьями плохой воды, куда добраться можно было только по звездам. Уже в первые годы подвижнической жизни Макария называли отроком-старцем, к которому собралось много ревнителей благочестия.
В 40 лет он стал настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне, – тогда он уже имел дар чудотворений и пророчества. Однажды воскресил он мертвого, чтобы доказать еретикам бессмертие души. В другой раз он воскресил мертвого, чтобы узнать, был ли виновником его смерти обвиняемый, и мертвый ясным голосом из гроба признал невинным. Так чудотворец Макарий спас невинно осужденного. Однажды преподобный разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, авва Макарий продолжал сохранять необыкновенное смирение.
Когда число братии умножилось, Макарий воздвиг для них четыре храма, которые имели особых пресвитеров. Все отшельники жили в особых кельях, отделенных одна от другой. Сам Макарий жил также отдельно в глубокой пустыне и имел при себе только двух учеников; один принимал приходящих, другой жил около него в особой келлии. От собственной кельи Макарий прокопал подземный ход, длиною в полстадии (около ста метров), и на конце его устроил небольшую пещеру. Когда приходящие сильно беспокоили его, он удалялся этим ходом в свою пещеру, и никто не знал, куда он уходил… Святой Макарий вкушал пищу только раз в неделю.
В годы царствования императора Валента, зараженного арианской ересью, преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили одни язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. 60 лет провел святой Макарий в мертвой для мира пустыне. Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения, написав 50 бесед и 7 подвижнических слов. Высшее благо и цель человека – соединение душ с Богом, – основная мысль в творениях преподобного Макария.
Преподобный дожил до 97 лет. Перед кончиной святому старцу явился Херувим со множеством Ангелов. Когда его святая душа была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их святой Макарий.

Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская

День памяти 23 февраля

Святая благоверная княгиня Анна Новгородская

Святая Анна была шведской принцессой и приехала на Русь взрослой девушкой. Но она так полюбила свою новую родину и заботилась о ее процветании, об укреплении православной веры, что стала русской по духу, более того – русской святой. Родители ее – первый христианский король Швеции Олаф и королева Эстрид воспитывали своих детей благородными и добрыми, смелыми и благочестивыми. Ингигерда – так в детстве звали святую Анну – на своей родине пользовалась большой свободой: жила в собственных палатах, участвовала в народных собраниях и торжествах, присутствовала на приемах при дворе, самостоятельно управляла своими поместьями, имела многочисленную вооруженную свиту. Зная о ее остром уме и добром сердце, люди часто приходили к ней за советом. Северные поэты – скальды – слагали о ней песни.
В 1017 году Ингигерда стала супругой русского Великого князя Ярослава Мудрого и сменила имя на Ирину Став великой княгиней, Ирина все силы души и сердца отдала новой родине, стала верной помощницей и советчицей мужа в его делах, много способствовала тому, чтобы отношения с северными странами Европы были добрососедскими. Она, например, приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского и заставила норвежцев вернуть ему отчий престол. Великая княгиня Ирина всегда и во всем поддерживала Ярослава, даже когда он вел борьбу с ее земляками. Однажды восстали на князя наемные воины норвежцы, которые рассчитывали на поддержку княгини Ирины. Скандинавские страны Швеция и Норвегия были давними соседями. Бесстрашная княгиня сама поехала к войску, чтобы только не дать ему перейти на сторону противника. Предводители норвежцев подстерегли ее, убили под ней коня и взяли в плен. Но без страха она предложила изменникам мужа стать посредницей в переговорах с князем Ярославом. Норвежцы были поражены ее мужеством, силой духа и верностью и решили остаться с князем Ярославом.
Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины было периодом высшего подъема Киевской Руси. Ярослав был великим правителем, недаром его называли Мудрым, во многом потому, что и жену он себе избрал мудрую, святой жизни. Много сделали Киевский князь и княгиня для просвещения народа. Храмы строились по всей Русской земле. Греческие певцы научили русских православному церковному пению. При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов «Русская Правда», многие книги и рукописи были переведены с греческого на славянский язык. Для распространения грамотности князь повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище. Во времена Ярослава пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский, который положил начало одному из первых монастырей – Печерскому, будущей Киево-Печерской лавре. В 1051 году Великий князь Киевский, собрав епископов, впервые – независимо от Константинополя – поставил в митрополиты «русина» Иллариона.
Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.
Великая княгиня Ирина была матерью большой дружной семьи. Она воспитала семь сыновей и трех дочерей. Дочери Ирины стали королевами: Анна – французской, Мария – венгерской, Елизавета норвежской, а сыновья – мужественными русскими князьями. Особенно известны четверо: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).
Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к любимому сыну Владимиру на закладку Софийского собора, который стал великой святыней не только Новгородской земли, но и всей земли Русской. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10/23 февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе, где и ныне почивают ее мощи.