Грамота - Путешествие продолжается

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.25 [63 Голоса (ов)]

Грамота (сказка - повесть)


Глава девятая ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБИНКУ (Продолжение)

И вот впереди послышались металлические звуки. Усталые кузнецы заканчивали работу. Они узнали Кощейчика, вспомнили о нем и ласково сказали:
— Ага, это тот самый балбес, который раскаленную рессору рукой держал. И та самая девочка, которая всю нашу курицу съела. Заходите, заходите, будем чай пить.
Кощейчик, Бабешка, а с ними все остальные путешественники вошли в кузню. И, конечно, дядя Коля Рабинович вошел.
— Ну что, освоил ты грамоту? — спросили кузнецы Кощейчика.
— Не всю еще, — сказал Кощейчик. — Только половину. Я знаю буквы У, А, Ш, Я, О, И, П, Р.
— Это много, — решили кузнецы.
— Значит, ты уже можешь написать слово «ШАР», — сказал младший кузнец.
— И слово «ПАР»! — добавил старший.
— И слово «ПИР», — сказал дядя Коля Рабинович.
— Ой, ой! — закричал Емеля. — Вы отвлекаетесь на какие-то ненужные слова. А меня интересуют такие слова: «Печка», «самоходная», «дровяная» и «Тойота-Мерседес». Причем блестящими буквами.
Кузнецы заинтересовались, что это за буквы такие. И почему они Емеле так нужны.
— Емеля долго им объяснял, что лучшие машины в Москве — это машины со словами «Тойота-Мерседес». Он хочет, чтобы его, печь тоже имела такие слова. Чтобы все сразу понимали, что его печка — отличное транспортное средство.
— Знаешь что, — сказал старший кузнец. — Оставайся ты со своей печкой здесь. Нам как раз нужен шустрый ученик-подмастерье. Ты и нам будешь помогать, и мастерству будешь учиться, и в конце концов откуешь свои буквы сам.
Емеля чуть было не согласился. Но остальные участники экспедиции запротестовали. Особенно Бабешка:
— Ты что, Емелюшка дорогой, совсем шлепнулся, что ли? Как же мы без твоей печки дальше поедем золото искать?
— Какое золото?
— Да над которым мой дедушка чах! — напомнил Кощейчик.
— Ах, это золото! Так на избушке и поедете. Я пока ковать буду.
— Да? — возмутилась Бабешка. — А пироги мы на чем печь будем? А суп варить в дороге?
— На костре и сварите, — спорил Емеля.
Тогда в спор вмешалась Ирина Вениаминовна:
— Но ты же, Емеля, не все еще буквы знаешь. Как же ты ковать их будешь?печь Емели
Емеля задумался.
— И из чего? — вступил в спор дядя Коля Рабинович. — Граждане кузнецы, как у вас с материалом? Нержавейка имеется?
— Какая нержавейка! — загрустили кузнецы. — Чугун второй сорт, и то не всегда. Нержавейка—материал стратегический. Из него калитки начальникам делают.
— Поехали с нами, — сказал дядя Коля. — На обратной дороге и откуешь.
— А из чего? — закричал Емеля.
— Как — из чего! — сказал дядя Коля. — Из золота, над которым вот его дедушка чах. Чего ему зря пропадать, этому золоту.
— И ты уже все буквы будешь знать, — сказала Ирина Вениаминовна. — Кстати, с какой буквы начинал чахнуть дедушка Кощей?
— С буквы «ЧАХ», — сказала Бабешка.
— Не с буквы «ЧАХ», а с буквы «Ч». Вот как она записывается, — объяснила Ирина Вениаминовна и хотела написать эту букву, но не нашла ни бумаги, ни карандаша.
Тогда старший кузнец выгнул эту букву из проволоки.
— Ну точно как перевернутый стул! — закричал Кощейчик.
А Емеля спросил:
— Ирина Вениаминовна, каких еще букв мне не хватает для слова «ПЕЧКА»?
— Еще двух букв: «Е» и «К».
— С буквы «Е» я сам начинаюсь, — обрадовался Емеля. — А с буквы «К» начинается мой друг Кощейчик. Ой, покажите мне, как эти буквы записываются!
— Не сейчас, — возразила учительница. — Давайте сначала решим, где мы ночевать будем.
— Чего тут решать, — сказали кузнецы. — Прямо тут во дворе и будете. Кто в избушке, кто на печи. А кто хочет, пусть здесь в кузнице ночует, прямо у огонька.
— А это что за двухпудовая гиря? — спросили они про ядро на ноге Кощейчика. — Ты что, в картофельные продавцы готовишься?
— Нет, это чтобы я с уроков не сбегал.
Кузнецы быстро отковали Кощейчика.
— Ты оставь нам это ядро, — сказали они. — Мы из него ведро гвоздей накуем.
— Нет, — ответил Кощейчик. — У меня сын родится. Хорошая игрушка для него будет. Он с такой игрушкой никуда со двора не убежит.
Все стали укладываться спать.
Как раз в это время в черной «Волге» шофер дядя Володя спросил товарищ Хрюкину:
— Скажите мне, товарищ Хрюкина, а где мы ночевать будем?
— Нигде не будем, — ответила товарищ Хрюкина. — Как только мы их выловим, сразу обратно домой и поедем.
— Как мы их выловим?
— Очень просто. Будем ехать в сторону Брянских лесов, пока не увидим избушку на курьих ножках и печку с мотоциклом. Тогда мы их схватываем, подписываем протокол и едем обратно в Москву. Все весело и просто.
— Это вам весело и просто, — сказал шофер Володя. — А я уже пять часов за рулем, я ужасно устал. И завтра утром меня мой начальник товарищ Коридоров у подъезда ждет, чтобы ехать из дома в академию. Вы как хотите, а я обратно поворачиваю.
— Вы куда хотите можете поворачивать, — сказала товарищ Хрюкина, — а я без подписанного протокола домой возвращаться не собираюсь.
— И я не собираюсь, — поддержала ее товарищ Кнопкина.
— Мы здесь остаемся! — сказали они хором.
Они вылезли из машины на дорогу и пошли в своих шароварах вперед, в неизвестную даль, а машина развернулась и уехала в Москву.
В этом месте следует сделать перерыв и попробовать составлять с ребятами слова из выученных букв: У, А, Ш, Я, О, И, П, Р, Ч.
Может быть, воспитателям следует попробовать выучить с ребятами буквы «Е» и «К», чтобы помочь Емеле составить слово «ПЕЧКА». И опять же следует почитать ребятам русские народные сказки, типа «Гуси-лебеди», «Кощей Бессмертный» и «Василиса Премудрая».
Сначала наступила ночь, а потом она побыла, побыла, и началось утро. Бабешка-Ягешка и Ирина Вениаминовна ночевали в избушке на курьих ножках. Емеля и Кощейчик разместились на печи на подушечных и диванных рессорах. А дядя Коля Рабинович устроился в кузне, в родной и привычной для себя производственной атмосфере.
Все сладко-пресладко спали. Каждому из них снился сон. Емеле снились золотые буквы «Печка самоходная дровяная Тойота-Мерседес». И он видел во сне, как все милиционеры на дороге, прочитав эти буквы, отдавали ему честь.
Бабешке-Ягешке снилось, как она на парадной метле участвует в демонстрации последних моделей сезона. Ведущий говорит:
— Платье бально-летальное, весеннее — «Летучая мышь». Рукав реглан, воротник отложной распахнутый. В руках легкий походный молоток против комаров!
И раздаются аплодисменты. А она снова вылетает уже в зимнем варианте, на совковой лопате, и ведущий говорит:
— Одежда рабоче-хозяйственная утепленная. Телогрейка декольте, валенки на шпильках для скола льда. Обратите внимание на карманы. В них можно запихнуть пять килограммов опилок и полпуда соли для посыпания льда.
И снова аплодисменты, переходящие в авиацию.
Кощейчику снился сон, как будто стоит он у сборочного конвейера автозавода «Москвич» и собирается собирать автомобили. Все время собирается, собирается, но не собирает. Потому что напарник подает ему гайки из нержавейки, а Кощейчик, вместо того чтобы привинчивать их, запихивает их в рот одну за одной, одну за одной… и никак не может остановиться.
Дяде Коле Рабиновичу снился сон, будто он в черном вечернем костюме, с водопроводным ключом в одной руке и букетом роз в другой шел расписываться в загс с Ириной Вениаминовной. По дороге ему попался пивной ларек. И дядя Коля вовсю стал сражаться сам с собой. Он никак не мог понять—что ему дороже: ларек или Ирина Вениаминовна, Ирина Вениаминовна или ларек.
Он сам себя хватал за грудки, сам себя таскал в разные стороны по асфальту. В конце концов он стащил сам себя на пол с топчана. Раздался дикий грохот, и на этом его прекрасный сон кончился.
Бедные товарищи Хрюкина и Кнопкина всю ночь шли по дороге, надеясь увидеть избушку на курьих ножках. Они сильно замерзли и проголодались. И вот, когда уже выпала роса и стало совсем холодно, они увидели кузницу и избушку. Они очень обрадовались и решили:
— Сейчас мы смело войдем и скажем: «Руки вверх! Ваша игра окончена! Подписывайте протокол!»в избе
Они вошли в дом и вместо этого смело сказали:
— Ой, пустите нас погреться!
— И позавтракать.
Бабешка-Ягешка, как увидела их, сразу схватилась за метлу:
— Вот я вас сейчас погрею! Вот я вам устрою завтрак!
— Кто это? — спросила Ирина Вениаминовна.
— Закрыватели явились… те самые, которые экзаменаторы.
— Что же вы хотите? — спросила Ирина Вениаминовна с кровати. Она едва узнала в этих картофельных тетках двух педагогинь.
— У нас два желания, — ответила товарищ Кнопкина. — Одно жгучее и одно нежгучее.
— Мы хотим позавтракать и протокол подписать, — объяснила товарищ Хрюкина.
— И какое же у вас желание более жгучее?
— Позавтракать, — сказала Кнопкина.
— Протокол подписать, — сказала Хрюкина.
— Позавтракать — это просто, — сказала Ирина Вениаминовна. — Сейчас Емеля вмиг нам блинов нажарит. А вот протокол подписать сложнее.
— Почему? — спросили товарищи Хрюкина и Кнопкина.
— Потому что мы расписываться не умеем, — объяснила Бабешка. — Мы еще не все буквы выучили.
Товарищи Хрюкина и Кнопкина жутко опечалились:
— Как же нам быть? Мы без протокола возвращаться не можем. Нас там в академии не поймут.
— Ну и не возвращайтесь, — предложила Ирина Вениаминовна. — Поезжайте с нами. Как только мы все буквы выучим, мы вам сразу все и подпишем.
— А куда вы едете?
— В сказочную деревню Кощейково, золото искать.
— Золото?! — удивились сотрудницы.
— Ну да. Над которым царь Кощей чах, когда молодым был, — пояснила Бабешка-Ягешка.
— Ой, как интересно! — сказала товарищ Кнопкина. — И мы хотим с вами.
— Только мы сначала должны посоветоваться с нашим начальником товарищем Коридоровым и получить указания, — сказала товарищ Хрюкина. — Где тут ближайший телефон?
А в это время дисциплинированный шофер Володя как раз подъехал к дому начальника Коридорова, чтобы везти его на работу в академию.
Черная «Волга» блистала на солнце, как черное солнце. Прохожие даже жмурились. И говорили:
— Ой, какая красивая машина. Наверное, очень красивый человек на ней разъезжает. Какой-нибудь начальник паршивый.
Товарищ Коридоров вышел из подъезда с небольшим чемоданчиком в руках и сел в машину. Он оглядел ее привычным взором и сказал:
— А где мой любимый зонтик… желтый в полоску?
— Где же ему быть, — ответил шофер Володя. — Он в багажнике.
Товарищ Коридоров вышел из машины и подошел к багажнику.
А из багажника раздался звук «Р-Р-Р».
— Ой, — тихо сказал Коридоров. — Зонтики рычат.погоня злой собаки за дядей
— Володя, — закричал он. — Что это у вас в багажнике рычит? Нет ли у вас там случайно тигра?
— Это у меня глушитель пробивает! — ответил Володя. — Он и рычит.
Тов. Коридоров смело открыл багажник. Оттуда собака как выпрыгнет! Как бросится на него, как зарычит, как укусит его за ботинок! Но цепь ее задержала. Будка гремела вовсю. Товарищ Коридоров в ужасе вопил:
— Караул! Дикие собаки! Дикие будки!
Шофер Володя сразу вспомнил, откуда в багажнике собака взялась. Он ее за шиворот схватил и снова в будку запихнул. И все своему начальнику объяснил.
В это время в машине зазвонил телефон. Товарищ Хрюкина спрашивала:
— Товарищ Коридоров, товарищ Коридоров, можно нам остаться в этом коллективе на несколько дней?
— Зачем?
— Затем, что они протокол подписать не могут, — объяснила товарищ Хрюкина. — Они же пока неграмотные.
— Ну и что? Пусть крестики ставят.
— Затем, что они золото ищут! — закричала товарищ Кнопкина.
— Какое еще золото? — поразился товарищ Коридоров.
— Чахоточное, — объяснила Кнопкина. — Над которым царь Кощей чах.
Товарищ Коридоров задумался:
«У них от усталости мозги заплетаются. Какую-то чушь они несут. Золото бывает красное, бывает самоварное, а чахоточного золота не бывает».
И еще он подумал:
«Что же это у них сейчас получается: командировка или прогул? На работе в академии их нет. Значит, это прогул. Но с другой стороны, они же не на пляже с сигаретками лежат. Они же ведь протокол подписывают в суровых походных условиях».
И он сказал:
— Хорошо. Оставайтесь там. А здесь вам командировки выпишут, что вы не просто так по области болтаетесь, а по заданию института. Заодно и немного фольклора соберете.
— Ой, как хорошо! — обрадовалась тов. Хрюкина. — А что с золотом делать?
— Про какое золото вы все говорите? — опять удивился тов. Коридоров.
— Про чахно-кощеевское.
— В нашей стране любое золото, даже частно-кощеевское, принадлежит государству. Его надо конфисковать и сдать в сберкассу.
— А какой фольклор вас интересует? — запищала в телефон товарищ Кнопкина. — Что надо особенно собирать?
— Частушки и народные ругательства, — ответил товарищ Коридоров.
«Частушки — это просто, — подумала про себя товарищ Кнопкина. — А с народными ругательствами сложнее».
А потом она решила, что и с ругательствами все будет просто:
«Как только я у человека сто частушек запишу и начну сто первую спрашивать, он так ругаться начнет по-народному, только успевай запоминать и записывать».
Веселые и радостные, тов. Хрюкина и Кнопкина вернулись в кузницу как раз к Емелиным блинам.
Емеля сказал Ирине Вениаминовне:
— Я бы вместо блинов им лучше бы сковородкой по башке надавал. Они такие вредные.
— Ни в коем случае, — запретила Ирина Вениаминовна. — У канцелярских работников головы такие твердые, можешь сковородку расколоть.
Товарищ Кнопкина сразу подошла к кузнецам и стала их про фольклор спрашивать:кузнец
— Скажите, товарищи кузнецы, знаете вы русские народные частушки?
Кузнецы были сильно заняты, они пламя в горне разводили, они все время от нее отворачивались. А один кузнец в стороне стоял и ничего не делал. Это был дядя Коля Рабинович. И Кнопкина к нему подошла:
— Скажите, товарищ дядя, знаете вы хоть одну народную частушку?
Дядя Коля молчал, только ботинки свои рассматривал. А она продолжала:
— Можете вы мне ее спеть?
Дядя Коля Рабинович хмуро так глаза вытаращил и сказал:
— Вот как тресну по макушке,
Так забудешь про частушки.
Собирательница фольклора товарищ Кнопкина долго не могла понять, что это такое у него получилось — народная частушка или народное ругательство. Но все записала в книжечку.
Через полчаса экспедиция тронулась в путь.
РЕКОМЕНДАЦИИ
После прочтения этой главы можно предложить ребятам игру «ПОКАТАЕМСЯ ПО НАШЕЙ СТРАНЕ».
Для игры необходимо вырезать названия городов МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, НОВГОРОД, ПСКОВ и т. д. и разложить их на полу. Между городами следует провести веревочки — «дороги», а на перекрестках поставить на булавках стрелки-указатели с именами городов.
Ребята будут «ехать» по этим указателям из города в город. Таким образом они будут привыкать к тому, что отдельные понятия (в данном случае города) можно записывать словами. Они начнут «читать» карту и поймут, что можно читать не только книги, но можно считывать и другую информацию.
Надо использовать и другие знаки, такие как «проезд запрещен», «объезд» — ремонт дороги, и т. д. На этой же странице следует напечатать рисунки автомашин, чтобы ребята могли их склеить сами для «поездок» по стране.
Еще можно поговорить о профессиях. Наверное, можно вырезать и склеить ДОМ-КУЗНИЦУ.
Может быть, следует поговорить о деревне: рассказать о коммуникациях между городом и селом. Может быть, следует сделать игру ВЫ — НАМ, МЫ — ВАМ, чтобы показать, как деревня и город обмениваются товарами.

- Страница 14 -