Грамота - Там на неведомых дорожках продолжение

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.25 [63 Голоса (ов)]

Грамота (сказка - повесть)


Емелин папа успокоился:
— Ну тогда хорошо, если в процессе обсуждения. Тогда заходите в дом, гости дорогие, будем угощаться. Будем чай пить с булками. Чай наш, булки ваши.
— Но у нас нет булок, — сказала Василиса Премудрая.
— Ничего, не расстраивайтесь, — успокоил Емеля. — У вас булок нет, а у нас чая нет.
— Как же мы будем угощаться? — удивилась Бабешка.
— Очень просто, мы к Змею Горынычу за скатертью-самобранкой кого-нибудь пошлем. Кого-нибудь из не очень съедобных.
— Можно меня, — сказал дядя Коля Рабинович. (Бывший дядя Коля Рабинович, а теперь богатырь Иван Коровий сын). — Я не очень съедобный. У меня кольчуга из водопроводных гаек.
— Съест он твои гайки и не подавится, — ответил Емелин папа. — Недавно к нему богатырь зашел с кольчугой из канцелярских скрепок…змей Горыныч
— И что, и что? — заинтересовались товарищ Кнопкина и Хрюкина. Они живо представили себе такого богатыря в лице товарища Коридорова.
— А ничего. Съел он его, а все скрепки выплюнул, как рыбью чешую, — ответил Емелин папа. — К нему нужно кого-нибудь очень противного посылать, совсем невкусного. Или очень сильного, как вот этот молодой душегубчик. — Он показал на Кощейчика. Потом застеснялся и поправился — Я хотел сказать — душеголубчик.
— Это верно. Меня дядя Горыныч не тронет, — согласился душеголубчик Кощейчик. — Я к нему сто раз заходил.
— Вот и иди, — сказала Емелина мама. — Попроси скатерть на обед. Скажи, Емельян Иваныч старший кланялся и скатерть просил. Мол, гости из Москвы приехали. Угостить надобно.
Кощейчик ушел. Гости стали рассматривать дом и огород. А Бабешка все толкала Емелю под руку и говорила:
— Ты про золотоискательный прибор не забудь. Ты про золотоискательный прибор не забудь.
— Про это вы никогда не забудете, — сказала Василиса Вениаминовна ученикам. — А вот не забыли ли вы, какие буквы мы сегодня выучили?
— Водопроводные, — закричал Емеля. — Букву «Г», букву «Л» и букву «В».
— Хорошо, а вот здесь гуси-лебеди ходят. Какие буквы они говорят?
— Они говорят «ГА-ГА-ГА», — ответил Емеля. — Две буквы вместе «Г» и «А».
— А какие две буквы говорит вот этот серенький козлик?
— Он говорит букву «М» и букву «Е», — ответила Бабешка. — Вместе получается «МЕ-МЕ-МЕ».
— Отлично.
Две кикиморы в это время увидели маленький прудик с лягушками около дома и прямо в платьях забрались туда и давай плескаться.
— Ой, какое удобное место для производственных совещаний, — сказала товарищ Хрюкина.
— Верно, — согласилась товарищ Кнопкина. — Нам бы товарища Коридорова сюда в канцелярской кольчуге и других товарищей. Мы бы наладили здесь воспитательную работу.
— А что мы можем придумать с буквой «Л»? — спрашивала Василиса Премудрая учеников.
— Если к ней приставить букву «А», получается слово «ЛА», — сказала Бабешка.
— Такого слова нет, — возразила учительница.
— Нет есть, — спорила Бабешка. — Это песенное слово. При помощи этого слова песня крокодила Гены поется. «Ла-ла-ла неуклюже, ла-ла-ла-ла по лужам, а ла-ла по асфальту рекой». И любую другую песню петь можно.
Емеля сразу же загорлопанил:
— Вдоль по улице ла-ла-ла-ла метет,
За метелицей ла-ла-ла-ла идет.
Ты постой-постой ла-ла-ла-ла моя,
Дай мне ла-ла-ла-ла, радость, на тебя…
— Ой, получается, — радостно сказал он и стал дальше экспериментировать:
— Во саду ли в огороде
Девица гуляла.
Сама ростом невеличка,
Цветы ла-ла-ла-ла.
Как раз, когда он ла-лакал последний куплет, явился Кощейчик со скатертью-самобранкой.
— Вот, — сказал он, — доставил.
— А что он просил взамен? — спросил Емельян-старший.
— Ничего особенного. Только указать дорогу, по которой гости обратно поедут. Он хочет засаду устроить.
— Зачем?
— Чтобы с ними познакомиться, поговорить.
— Знаю, как он знакомится, — сказал Емельян. — Знаю, как он говорит. Недавно он с нашим сереньким козликом познакомился и поговорил, так от него только рожки да ножки остались. Эй, гости дорогие, — закричал папа, — прошу к столу!
гора початков кукурузы под самый потолокВсе гости быстро побежали в дом. Емелина мама расстелила скатерть на большом деревянном столе и сказала:
— Угости нас, скатерка, чем бог послал!
Скатерть свернулась и развернулась снова. На ней лежала гора початков кукурузы под самый потолок.
— Эгей, что это с ней? — спросил папа Емельян.
— А ничего. Она привыкла этим Горыныча кормить. Вот и нас потчует.
— И вовсе не Горыныча она потчует, а его поросят, — сказал Кощейчик. — У него целое свиное стадо там в сарае у пруда. А сам он уже поросятами потчуется.
— Надо же, — даже расстроилась мама Емельяниха. — Скатерть-самобранку для комбикормов использует!
— Эй, скатерть, не надо нам этого силоса, — снова велела она. — Дай нам что-нибудь настоящее, русское народное.
Скатерть послушно свернулась и развернулась снова. На столе стояли щи да каша. Столько тарелок, сколько было гостей за столом.
Гости были такие голодные, что не стали спорить: «Дайте мне кашу с котлетой». Или: «Я не ем мясные щи, дайте мне диетические без сметаны!», а набросились на еду как ненормальные. Только Ирина Премудрая спросила:
— С какой буквы слово «ЩИ» начинается?
— С буквы «ЩИ», — ответил Емеля.
— Не с буквы «ЩИ», а с буквы «Щ». С этой буквы начинается слово «щавель», слово «щека».
— И слово «ФЫТ», — сказал военный Кощейчик.
— Какое слово? — переспросила Ирина Вениаминовна.
— Слово «ФЫТ». Да слово «ФЫТ» же!
Кощейчик хотел сказать слово «ЩИТ», но у него рот был набит кашей, и он все время повторял «ФЫТ», «ФЫТ», «ФЫТ». Пока не прожевал кашу вместе с металлической ложкой. Тогда он сказал правильно:
— Слово «ЩИТ». — И добавил — Еще эта буква есть в слове «еЩе» и в слове «беспоЩадный». Я раньше такой был.
— А теперь ты какой?
— А теперь я пощадный. Даже очень пощадный. Я с вами подружился и добрее стал.
Две кикиморы за столом, в основном, помалкивали. И все на ус мотали. Им очень здесь не нравилось. Никакой тебе педагогики, сплошной самотек. Все живет как хочет. Они решили потом прислать сюда большую педагогическую экспедицию и все исправить. И построить дом отдыха «Сказка» для руководящих работников.

Наконец все поели.
— Папаня, — сказал Емеля, — где твое золотоискательное устройство?
— Как — где? В сарае валяется.
— Дай нам.
— Бери, пожалуйста. А зачем? Никак, вы золото искать надумали?
— Надумали, папа. В селе Кощейково. Там его сто лет назад спрятали. Мы будем его откапывать.
— И не лень вам, — сказал Емелин папа. — Лучше бы в огороде покопали.
— Нет. Мы твердо решили его отыскать, — сказала Бабешка-Ягешка. — Нам оно нужно.
А две кикиморы страшно засверкали глазами.
Емеля пошел в сарай и принес что-то очень похожее на миниатюрную кочергу или на кусок ржавой проволоки, выгнутой в виде буквы «Г».
— Это? — спросил он у отца.
— Это, — ответил отец. — А кто у вас будет искателем?
— Да все мы, — ответил Емеля.
— У всех не получится. Эта вещь не у каждого в руках работает. Особый талант иметь надо. Вам придется пробы провести, умельцев выявить.
— А как, папаня?
— Мы обычно к морю ходим, на золотой рыбке проверяем.
— К какому морю? — закричали кикиморы.
— К Синему.
— В Брянских лесах нет никакого моря, — уперлась товарищ Хрюкина. — Это во всех учебниках написано.
— Не знаю, в каких учебниках написано, — возразил Емелин папа, — только Синее море всегда у нас есть и было.
— Верно, верно, — закричал Кощейчик. — Еще Пушкин об этом писал: «Пошел старик к Синему морю. Неспокойно Синее море».
— Да вот же оно за соснами! — сказала Емелина мама. — Рукой подать. Оно даже проглядывает, когда ветер.
И пошли они к Синему морю. Неспокойно Синее море. Стал Емелин папа кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила:
— Чего тебе надобно, старче?
— Какой я тебе старче, — обиделся Емельян-старший. — Мне и сорока нет. А надо нам эксперимент провести, устройство золотоискательное опробовать. Поплавай тут перед нами минут десять, а мы посмотрим, у кого в руках оно лучше действует.
Ничего не сказала рыбка, только хвостиком махнула и стала плавать вдоль берега налево, направо… налево, направо.
Емелин папа сказал:
— Вот что, гости дорогие, берите это устройство по очереди и смотрите, у кого оно будет в руках крутиться и за золотой рыбкой следить.
Взяла в руки устройство Василиса Премудрая, взяла за маленький конец, а длинный направила в море. И ничего у нее не вышло. Длинный конец стоял на месте и никуда не двигался.
Взяла в руки прибор Бабешка-Ягешка. Но прибор в ее руках только слегка два раза дернулся. Взял его Емеля-младший. Только зря время терял, никакого толку не получилось. Прибор у него показывал во все стороны, даже в небо на солнце норовил повернуть. Тогда стал прибор Кощейчик опробовать. Что-то вышло у него сначала. Прибор поелозил слегка по морю в поисках рыбки, но потом быстро устал.у моря с золотой рыбкой
Дядя Коля Рабинович Коровий сын взял прибор в корявые руки. Ничего не показал прибор. Только показал богатырское дрожание рук дяди Колиных. И заплакал дядя Коля, водопроводный богатырь.
И остались только две кикиморы тов. Кнопкина и тов. Хрюкина. Как взяла прибор в зелены руки товарищ Кнопкина, так и стал он работать, как артиллерийский прицел. Глаз не сводил с золотой рыбки. Куда рыбка, туда и проволока. Рыбка направо, и проволока направо. Рыбка налево, и проволока налево. Рыбка в глубину, и проволока в глубину. И ничуть не хуже у тов. Хрюкиной получилось.
Всем стало ясно, кто будет с прибором работать, золото искать. Все стали товарищей Кнопкину и Хрюкину поздравлять. А они все равно ходили недовольные:
— Не должно быть моря в Брянских лесах. Это неправильно и непедагогично. Надо это море закрывать. Мы обязательно подключим товарищ Коридорова.
— И еще всю академию педагогических наук.
Емеля побежал в сарай за тележкой и лопатами. Назавтра решено было идти в деревню Кощейково.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Разумеется, в занятиях с ребятами надо уделить внимание сказкам. Кто из ребят какие сказки знает, что может рассказать? Кто кем хотел бы быть в сказках?
Надо, чтобы ребята рисовали сказочные волшебные вещи: ковры-самолеты, волшебные дубинки, шапки-невидимки — и рассказывали, что заменяет эти вещи в сегодняшней жизни.
Обязательно следует прочитать ребятам «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».
Следует сделать макет лодки, чтобы ребята могли ее вырезать и склеить. Следует нарисовать старика и старуху, бояр, царя, и т. д., так чтобы из них можно было сделать бумажные куклы. Чтобы ребята сами могли разыграть сказку, хотя бы близко к тексту. Важно, чтобы ребята пробовали актерствовать, входить в роль.
Может быть, следует просить ребят разыграть маленькие сценки: «Ты хозяин собаки, и ты на нее сердишься за проступок. Она укусила милиционера». «Ты милиционер, ты заступаешься за эту собачку». «Ты собачка, ты объясняешь, почему ты укусила этого дядю милиционера». И т. д.

- Страница 16 -