Грамота - Подвиги ратные начало продолжение

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.25 [63 Голоса (ов)]

Грамота (сказка - повесть)


Ирина Вениаминовна спросила Емелю:
— Какое дело ты задумал?
— А вот какое. Мне папа три Щучьих Веленья подарил. Одно я использовал, когда улицу маршала Дурасова сделал Красной. Другое — вчера, когда сказал: «А ну, печь, пора тебе домой бечь!» Одно у меня еще осталось. Вот я и хочу сказать: «А ну, пара лопат, давай копай скорее клад».
— Но ведь ты хотел ребят в детском саду на празднике удивить блинами с потолка, — сказала Ирина Вениаминовна.
— Я их и так блинами удивлю, но не с потолка, а с печки. Я сам умею блины делать. А копать, как экскаватор, не умею.
— Ты прав, — согласилась Василиса Премудрая. — Командуй. Только почему «пара лопат»? У нас же их больше.
— Потому что я считать не умею. Сколько у нас лопат?
— Семь, — сказала Василиса.
— По щучьему веленью, по моему хотенью, — сказал Емеля, — а ну семь лопат, давай копай скорее клад!
Лопата из-под нее выпрыгнула, и Бабешка рухнула прямо на водопроводного богатыря дядю КолюИ тут же все шесть лопат поднялись с земли и начали копать.
А на седьмой лопате летела Бабешка-Ягешка. Лопата из-под нее выпрыгнула, и Бабешка рухнула прямо на водопроводного богатыря дядю Колю. Она буквально по пояс вбила его в откопанный песок. И пришлось всем вместе его выдергивать из песка. А потом выдергивать из земли его водопроводно-богатырские сапоги со шпорами в виде гаечных ключей десять на двенадцать.
Лопаты копали, как японские рабочие. Быстро, в полный захват и без перекуров. Штыковые острые лопаты вгрызались в землю в центре холма, совковые подхватывали песок и отбрасывали его далеко от центра. Холм так и таял.
А пока он таял, Василиса Премудрая продолжала занятия с учениками.
— Нам совсем немного букв выучить осталось. Емеля очень хочет написать на своей печи слова «Тойота-Мерседес». Ему для такой надписи трех букв недостает. Во-первых, буквы «Т». Во-вторых, буквы «С». И в-третьих, самой сложной буквы «Й». Вот как они пишутся.
Василиса написала палкой на песке все эти буквы и попросила учеников сделать то же самое. И каждый из них написал:
«Т», «С», «Й».
— А какие слова начинаются с этих букв?
Ученики закричали:
— Танцы, тройки, темно-вишневые шали. — Сабли, сражения, сапоги-скороходы. — Йех, дубинушка, йухнем! Йех, зеленая сама пойдет!
Василиса Премудрая поправила Емелю:
— Надо петь: «Эх, дубинушка, ухнем…», а не: «Йех, дубинушка, йухнем!». А слов на букву «Й» очень мало. Я назову два самых легких. Это «ЙОД» и «ЙОГ».
— Я знаю, что такое йод, — сказал Кощейчик. — Это такое лекарство. Им раны мажут. А что такое йог?
— Это такой индийский спортсмен! — закричала Бабешка. — На него грузовик наезжает, и ему ничего.
— Значит, это не индийский спортсмен, а индийский Кощей Бессмертный, — сообразил Кощейчик. — На меня тоже грузовик наезжает — и мне ничего. Он только меня в асфальт вдавливает.
Тут раздался первый стук лопаты о деревянную крышку. Потом второй. И тогда лопаты стали работать уже по-другому — не по-японски, а археологически — медленно и аккуратно.
Все участники золотой экспедиции собрались в центре холма и наблюдали, как на свет божий появляется крепкий-прекрепкий дубовый сундук.
Одна кикимора Кнопкина отозвала другую кикимору Хрюкину в сторону и сказала:
— Ой, оттуда как медведь выскочит!
— Это почему?
— Потому что во всех сказках из сундуков медведи выпрыгивают. Помните, они еще перед этим говорят: «Вот как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам».
В ее педагогическом мозгу все сказки перепутались. Но вы-то, читатели, знаете, кто так говорил. Так говорил совсем не медведь, а лиса в сказке про «Зайца и лису».
Когда весь сундук показался из песка, лопаты перестали копать и встали в прямую линию по стойке «смирно».
Дядя Коля Рабинович спустился в яму, поколдовал в замке и со скрипом поднял тяжелую крышку. Там столько золота было, что солнце из сундука так и брызнуло! Все даже зажмурились.
В сундуке лежали монеты с профилем очень бородатого царя. Этот царь был с морским уклоном, потому что в руках он держал трезубец. А на другой стороне монет была изображена золотая рыбка. И еще было много-много жемчуга.
— Почему эти деньги такие? — спросила Василиса Премудрая. — С морской тематикой?
— Не знаю точно, — ответил Кощейчик. — Но, кажется, мой дедушка Кощей морского царя победил. Они под водой сражались. Морской царь под водой всех побеждал. Там богатырям воздуха не хватало. А мой дедушка мог без дыхания жить.
— Ой, какие мы теперь богатые! — закричала Бабешка-Ягешка. — Мы все теперь можем купить.
Но товарищ Хрюкина встала на сундуке, как Ленин на броневике, и строго возразила:
— Нет. Это не мы теперь богатые. Это наше государство теперь богатое. Потому что все найденное в земле надо сдавать государству.
— Почему? — спросил Емеля. — У нас такой закон. Гриб нашел — он твой. Ягоды нашел — они твои. Рыбу поймал — твоя рыба.
— У вас неправильный закон. Вот у нас закон такой: все, что нашел, отдай государству. И оно даст тебе 25 процентов. Мы обязаны отвезти клад в Москву и сдать в банк.
— Но почему? — спросила Бабешка-Ягешка.нашли клад - сундук с золотом
— Потому что все это принадлежит народу.
— А разве мы не народ? — спросил дядя Коля Рабинович. — Мы ведь тоже народ.
— Вы не народ, — ответила кикимора Хрюкина. — Вы — набор случайных личностей. Педагогически говоря — временный трудовой коллектив.
— Вы должны нам помочь отвезти это богатство в столицу нашей Родины — Киевский вокзал, — торжественно произнесла кикимора тов. Кнопкина.
Все растерялись и замолчали. И вдруг дядя Коля Рабинович Коровий сын заругался:
— А плевал я на вас, две тетки! Не буду я вам помогать.
— И я не буду, — сказал Емеля.
— И я, — сказала Бабешка.
— А нам и не надо помогать, — сказали кикиморы. — Мы сами справимся.
Они спустились в яму и взялись за ручки сундука. Но как они ни старались, они ни на волосок не могли поднять тяжелый сундук.
Все остальные герои взяли лопаты и пошли к печке. Начинало темнеть, пора было ехать ночевать к Емелиным родителям.
— «Сами справимся», — передразнил их дядя Коля. — Да им простой ящик с гайками не поднять. А здесь золота не меньше полтонны. Им хороший подъемный кран нужен.
Печка постояла немного, пока Емеля растопил ее, и тихо-тихо так поехала. Все грустно сидели на ней, свесив ножки. Педагогические кикиморы из ямы не вылезали. В последний момент выскочила кикимора Кнопкина и закричала:
— Стойте, стойте!
— Хватились, — сказала Василиса. — Надо их забрать с собой.
кикиморыНо кикиморы никуда ехать не собирались. Педагогическая Кнопкина кричала:
— А протокол? Вы не подписали протокол!
— Придется задержаться, — сказала Ирина Вениаминовна.
— Но мы же еще не умеем подписываться, — удивилась Бабешка.
— А мы попробуем. Давайте сюда ваш протокол.
Тов. Кнопкина достала из-за лифчика пластмассовую папочку и ручку:
— Вот. Подписывайте.
Василиса Премудрая взяла протокол и прочитала:
«Специальная школа для сказочных героев закрывается. Потому что ученики не соответствуют требованиям сегодняшней самой передовой в мире педагогики, а учиться по нашим приказам не хотят.
Педагоги: тов. Коридоров, тов. Хрюкина, тов. Кнопкина и быв. тов. тов. Мотоциклова.
Ученики: Кощей, Емельян, Ягешка».
Василиса Премудрая спросила:
— А что значит быв. тов.?
— Значит, бывший товарищ, — объяснила Кнопкина.
— Понятно, — сказала Василиса Премудрая. — С кого же мы начнем? Пожалуй, мы начнем с Кощейчика. Вот тебе ручка, и пиши здесь в углу свое имя, — попросила она.
— Но я же еще не все буквы знаю, — удивился он.
— А ты пиши, какие знаешь. А если букву не знаешь, ставь крестик.
— Я не крестик, я буду меч ставить, — сказал Кощейчик. И он стал писать кривоватыми буквами:
К†ЕЙ.
— Отлично, — сказала Василиса. — Теперь пусть Емеля напишет свое имя.
Емеля взял ручку и стал карябать в углу:
ИМЕЛЯ.
— Молодец, — сказала Василиса. — Почти все правильно. А теперь ты, наша любимица, — обратилась она к Бабешке.
Любимица, не торопясь, стала писать букву за буквой. У нее получилось:
Я Г Е Ж К А.
— Умница, — сказала Василиса Премудрая. — Дай я тебя расцелую.
Потом она расписалась сама и сказала:
— Вот вам ваш протокол, получите, быв. тов. товарищ Кнопкина. Мы поехали. До свиданья.
— А мне их жалко, — сказал Кощейчик. — Они здесь зачахнут над этим золотом. Можно я им помогу?
— Конечно, — сказала Ирина Вениаминовна. — Если хочешь, помоги им. Они ведь такие же люди, как мы. Только плохие. Теперь, друзья, давайте расставаться, — обратилась она к ученикам. — Вы уже почти грамотные. Школа закрыта. А меня дома ждут мои папа и мама.
Ученики очень удивились, что у такой взрослой учительницы есть папа и мама. Они думали, что она сама по себе.
Ягешка бросилась на шею Ирине Вениаминовне и стала целоваться и плакать.
— Дорогая вы наша, Ириночка Вениаминовичка, как же мы теперь без вас будем? Я вас так полюбила!
Емеля не целовался, он только плакал. Он вытер скупую мужскую слезу и сказал:
— Я вас никогда не забуду, Ирина Вениаминовна.
А Кощейчик заявил:
— Я за ради вас, Ирина Вениаминовна, какое-нибудь одно хорошее дело сделаю. Чью-нибудь душу не погублю. Может быть, какого Ивана-водопроводного сына пожалею.
И все посмотрели на дядю Колю Рабиновича.
— Сейчас я вернусь в деревню, — сказала Ирина Вениаминовна, — возьму свой мотоцикл и поеду. А вы, дядя Коля?
— Я здесь останусь, — ответил дядя Коля. — Мне здесь больше нравится.
— Что же вы будете делать?
— Еще не знаю. Пойду работником к кому-нибудь. Мало ли что. Попрошу политического убежища. Поищу что-нибудь по водопроводному делу.
— Ой, — закричал Емеля. — У нас как раз новый батюшка работника ищет. Старый-то батюшка помер. Его Балда прибил. Вот нам нового батюшку и прислали.
— А что Балда? — спросил дядя Коля. — Где он?
— Он в кутузке сидит. Уж полгода как. Его судить будут.
— Хорошо, — сказала Ирина Вениаминовна. — До свиданья, Кощейчик. Спасибо тебе, дорогой.
Она прыгнула на печку. И все попрыгали вслед за ней. Печка запыхтела, зафыркала и поехала в сторону Емелина.
Кощейчик долго махал вслед печке своей железной рукой.
РЕКОМЕНДАЦИИ
После прочтения этой главы следует почитать ребятам сказки и познакомить со сказочными героями.
Безусловно, надо учить буквы «Д», «Т», «Й» и «С».
Надо поиграть с ребятами в поиски клада с помощью слов «тепло», «холодно».
Следует нарисовать разные монеты и вообще деньги и вырезать. Пусть ребята разбираются в зарплатах, тратах и валютах.

- Страница 18 -